Канадский стартап Harvistor анонсировал ветряк с вертикальной осью вращения — DARWIND5, начинающий эффективную работу при меньшей скорости ветра, чем обычные ветрогенераторы, и способный вырабатывать в год на 35% больше электроэнергии.
Особо отметим, что цифры были получены при высоте установки, на 25% меньшей, чем у конкурентов. Основной причиной большей эффективности разработчики называют новый вариант рабочего хода турбины, при котором лопасть делает полный поворот вокруг оси, что приводит к замедлению срыва потока и позволяет турбине устойчиво вырабатывать электроэнергию при скоростях ветра от 4 до 24 метров в секунду.
Даже с учётом небольшой мощности ветряк довольно компактен. В отличие от современных ветротурбин, которые при слишком высокой скорости приходится останавливать специальным тормозом (иногда к тому же отказывающим), новый ветряк в принципе не будет работать при достижении определённой скорости: его лопасти просто встанут в положение, параллельное ветровому потоку, и раскрутка турбины, подобная той, что вы можете наблюдать ниже, невозможна:
Как и все ветротурбины, основанные на роторе Дарье, DARWIND5 не зависит от направления потока ветра, поэтому не нуждается в устройстве автоматической ориентации и отличается высоким коэффициентом быстроходности при малых скоростях потока. Устройство невелико: диаметр лопастей — всего 1,2 м, что означает малый размер отчуждаемого под него пространства. Хотя теоретически при использовании высокой мачты установку можно поднять на любую высоту, рекомендуемая (испытанная экспериментально) равна 3,5 м, что, по мысли изобретателей, позволит собирать ветряк одному человеку.
Небольшой размер и отсутствие сложных частей должны минимизировать необходимость в техобслуживании. В DARWIND5 почти нечему ломаться.Чтобы минимизировать такие традиционные недостатки роторов Дарье, как плохой самозапуск, вместо двух традиционных лопастей DARWIND5 имеет пять, хотя и более простой формы.
Основным с точки зрения окупаемости параметром этой микротурбины (равно как и вообще всех продуктов этого класса), является стоимость. Хотя о ней пока не объявляют, отсутствие сложных устройств ориентации и торможения, кажется, не позволит задрать её без меры.
|