Мировая премьера: самолет, летающий на водороде - 10 Июля 2009 - Изобретения - в жизнь!

Изобретения -в жизнь!



Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 199

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июль » 10 » Мировая премьера: самолет, летающий на водороде
22:54
Мировая премьера: самолет, летающий на водороде

 
Antares DLR-H2 в воздухе: премьера прошла успешно

 В Германии состоялся первый демонстрационный полет самолета, работающего на водородном топливе.
 
Сегодня, когда  гражданские самолеты изо дня в день расходуют десятки, даже сотни миллионов тонн авиационного керосина, они загрязняет окружающую среду и вносят значительный вклад в глобальное потепление климата. Более того: совершенно ясно, что по мере истощения запасов ископаемых энергоресурсов цена на углеводородное топливо будет расти и довольно быстро достигнет уровня, при котором цена полетов станет просто недоступной для большинства авиапассажиров. Поэтому нет ничего удивительного в том, что инженеры и конструкторы разных стран мира упорно работают над альтернативными авиационными приводами.

Собственно, уже сейчас понятно, что альтернативный привод будет электрическим, вопрос лишь в том, какой источник энергии окажется наиболее эффективным и экономичным. На лидерство претендуют, прежде всего, топливный элемент, заправляемый водородом, и солнечные батареи. Конечно, солнечные батареи - это более радикальное техническое решение, поскольку такой летательный аппарат сможет обходиться вовсе без топлива. Однако на сегодняшний день самолет с водородным электроприводом опережает конкурента - по крайней мере в том, что касается практической реализации проекта: он уже совершил свой первый пилотируемый полет.

От серийного планера - к уникальному самолету

Так прототип Antares DLR-H2 выглядел в сборочном цехе в ШтутгартеBildunterschrift: Großansicht des Bildes mit der Bildunterschrift:  Так прототип Antares DLR-H2 выглядел в сборочном цехе в ШтутгартеПремьера состоялась на аэродроме Гамбурга. Немецкий центр аэрокосмических исследований торжественно представил общественности свою новую разработку - легкий самолет Antares DLR-H2 с электроприводом, питающимся от водородного топливного элемента. Разработчики особо подчеркивали, что это первый в мире пилотируемый летательный аппарат такого рода, способный осуществить весь полетный цикл, включая взлет, пребывание в воздухе и посадку. За основу был взят серийно выпускаемый планер Antares 20E. Его масса – 660 килограммов, длина фюзеляжа - 7,4 метра, размах крыльев - 20 метров. Конструкторы установили на нем пропеллер, приводимый в движение электродвигателем, а под каждым из крыльев подвесили обтекаемой формы гондолы длиной около 3 метров, в которых разместили свой инновационный блок питания: в одной гондоле - топливный элемент, в другой - топливный бак с водородом. В результате планер обрел некоторое сходство с двухмоторным турбореактивным самолетом.

Да и в конструкции самого планера пришлось немало изменить, - говорит руководитель проекта Андреас Фридрих (Andreas Friedrich), сотрудник Немецкого центра аэрокосмических исследований в Штутгарте. Например, пришлось повысить жесткость крыльев, чтобы они выдерживали вес гондол. Кроме того, были приняты специальные меры против флаттера.

Шмель в топливном элементе

Разработка самолета заняла более полутора лет. Больших проблем при этом вроде бы не возникло, но и сказать, что все шло гладко, тоже нельзя. Ханс Мюллер-Штайнхаген (Hans Müller-Steinhagen), директор Института технической термодинамики при Немецком центре аэрокосмических исследований, вспоминает: "Самолет был готов, топливный элемент был уже смонтирован, и все работало. Вдруг в один прекрасный день наша машина перестала заводиться. Оказалось, что в топливном элементе свил гнездо шмель. А потом мембрана в топливном элементе прогорела, и произошло короткое замыкание и в бортовой электронике обнаружился плохой контакт. Вообще-то мы надеялись устроить премьеру нашего детища раньше, но все время что-то мешало, то и дело возникали какие-то задержки".

В небе над Гамбургом уникальный электросамолет закладывает лихие виражи. Однако премьера, пусть и с опозданием, состоялась и прошла вполне успешно. Несмотря на порывистый ветер, самолет отлично оторвался от земли, совершил два круга над аэродромом и столь же уверенно приземлился. Ханс Мюллер-Штайнхаген не скрывал радости: "Конечно, я испытываю большое облегчение! Главным для нас в этот раз было доказать, что самолет с электроприводом от топливного элемента - не фантастика, а реальность".

Топливный элемент и будущее авиации

Максимальная мощность нынешнего электропривода с топливным элементом составляет 25 киловатт, что позволяет самолету развивать скорость в 170 километров в час. Потолок - 4 тысячи метров, максимальная дальность полета без дозаправки - 800 километров. Через несколько недель должны начаться настоящие испытательные полеты. Если они пройдут успешно, то в ближайшие годы на этом самолете инженеры будут тестировать новые топливные элементы.

Однако, Адреас Фридрих не строит себе иллюзий относительно будущей роли водородного топливного элемента в гражданской авиации. "Для пассажирских самолетов вместимостью до 10 человек его применение, еще возможно, но на более крупных машинах такой вариант совершенно нереален. Просто потому, что объем топливных баков для потребного количества водорода превысит все разумные рамки. Да и мощность сегодняшних топливных элементов маловата."- говорит он.

Поэтому инженеры ставят перед собой иную цель: топливным элементом они хотят заменить вспомогательную силовую установку. Она обеспечивает запуск основных двигателей и энергоснабжение самолета на земле, поясняет Андреас Фридрих. Но, добавляет он, установка имеет очень низкий КПД в пределах 10-20 процентов и высокий уровень эмиссии парниковых газов. "Вот эту-то вспомогательную силовую установку, - говорит Фридрих, - мы и намерены заменить электродвигателем с питанием от водородного топливного элемента: у него и КПД гораздо выше - 40 процентов, - и весь выхлоп состоит из водяного пара".
>А кроме того, электродвигатель работает тихо - гораздо тише нынешней вспомогательной силовой установки, всегда издающей резкий и громкий свист.

Автор: Владимир Фрадкин

www.dw-world.de
Просмотров: 736 | Добавил: defaultNick | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Создать сайт