Беда
в России в том, что российские ученые не умеют рекламировать в отличие
от западных коллег свои действительно уникальные открытия. В
Москве есть на Ленинском проспекте небольшое здание, похожее на
небольшой дворец, под номером 29. Именно здесь творятся настоящие
чудеса.
Например, еще в 2004 году здесь создали опытную установку по производству диметилового эфира (СН3-О-СН3). Тогда журнал "Наука и жизнь" писал в статье "Синтетический бензин"(полный текст статьи www.nkj.ru):
"Российские ученые из московского Института нефтехимического синтеза РАН
разработали более рентабельную схему. Они предлагают получать
синтетический бензин не через стадию образования метанола, а из другого
промежуточного вещества - диметилового эфира (ДМЭ). Это нетрудно
сделать, увеличив долю окиси углерода в синтез-газе. Важно то, что ДМЭ
можно использовать как экологически чистое топливо для двигателей
внутреннего сгорания. Он хорош тем, что полностью укладывается в рамки
самых жестких европейских требований по содержанию твердых частиц в
автомобильных выхлопах. По теплотворной способности ДМЭ уступает
традиционному дизельному топливу - пропану и бутану, но его цетановое
число гораздо выше: для обычного дизельного топлива оно 40-55, а для
ДМЭ - 55-60. Так что преимущество ДМЭ перед дизельным топливом при
запуске холодного двигателя очевидно. Кроме того, для горения ДМЭ
необходимо меньше кислорода, чем для горения дизельного топлива.
В присутствии специально разработанных катализаторов ДМЭ превращается в
очень неплохой бензин с октановым числом 92. Вредных примесей в нем
меньше, чем в нефтяном топливе. Такой синтетический бензин вполне
конкурентоспособен даже на европейском рынке. Новый способ получения
синтетического топлива намного экономичнее и эффективнее классического
"метанольного". В Институте высоких температур совместно с Институтом
нефтехимического синтеза РАН создан генератор синтез-газа, представля
ющий собой немного модифицированный дизельный двигатель. На входе -
природный газ метан, который в генераторе превращается в синтез-газ.
Далее синтез-газ в присутствии специально разработанных катализаторов
преобразуется в топливные углеводороды. Поворотом крана можно запустить
производство необходимого конечного продукта и по желанию получить на
выходе метанол, ДМЭ, смесь углеводородов, аналогичных дизельному
топливу, синтетический бензин. Экономическую выгоду от промышленного
внедрения такого процесса трудно переоценить." К томуже в этой статье приводились интересные иллюстрации к статье
Схемы получения ДМЭ
Схема установки получения синтез-газа
На официальном сайте института о этой разработке содержится лишь небольшая информация.
"процесс одностадийного синтеза диметилового эфира (ДМЭ) из
синтез-газа, отличающийся высокими технико-экономическими показателями:
производительность единицы объема катализатора вдвое выше, чем в
однотипном процессе синтеза метанола, а конверсия «за проход» - в
два-три раза. В результате производство ДМЭ оказывается на 10-20%
дешевле производства эквивалентного количества метанола, который в
настоящее время используется в промышленности, как сырье для синтеза
ДМЭ. Процесс может быть осуществлен из синтез-газа любого состава, в
том числе из «бедного» синтез-газа, получаемого при окислении
природного газа воздухом, из газообразных продуктов газификации угля,
растительных остатков и т.д. (лаборатория кинетики, А.Я.Розовский,
Г.И.Лин); - процесс получения высокооктанового бензина из диметилового
эфира. Бензин характеризуется высоким экологическим качеством: при
октановом числе 92-93, содержание ароматических соединений ~30%, бензол
<0,1%; содержание непредельных
углеводородов ~1% . (лаборатория кинетики, А.Я.Розовский, Г.И.Лин,
совместно с ИОХ РАН); - на базе комплекса предыдущих разработок создана
единая технология переработки природного газа в диметиловый эфир и/или
бензин. Технология апробирована на уровне опытной установки мощностью
430 кг метана в час для первой стадии (синтез-газ) и на порядок меньшей
– для последующих (ДМЭ, бензин) (лаборатория физикохимии импульсных
процессов, Ю.А.Колбановский, лаборатория кинетики, А.Я.Розовский,
совместно с ИОХ РАН и «ВОЕНМЕХ», г. С.-Петербург)" . И все...
Даже
для специалистов трудно уловить, что речь о создании процесса
двустадийного способа получения жидкого топлива из биогаза и
синтез-газа, который можно получить из древесных отходов. Благо в
России их много. Еще в 1948 году известный ученый Равич М.Б.,который
работал в Энергетическом институте им.Кржижановского, обосновал, что
только древесные отходы,образующиеся ежегодно в наших лесах
естественным путем ,могут обеспечить энергией все народное хозяйство
СССР, причем с запасом.Но правительство СССР посчитало, что этот
замечательный ученый нужен для создания газовой промышленности и его
разработки по созданию установок для переработки древесины в топливные
брикеты были надолго забыты.
Сейчас, когда Россия скопилось огромное количество древесных отходов,
многие из которых неучтены, становится актуальной задача переработки их
жидкие топлива.
Процесс изобретенный в ИХС им.А.В.Топчиева поможет, даже небольшим
лесохозяйствам производить бензин, тем самым снизить себестоимость
лесозаготовки и деревообработки.
Кроме того, диметиловый эфир ценное химическое сырье.
Лаборатория кинетики №6 Заведующий лабораторией Кипнис Михаил Аронович, тел +7 495 955-41-37
tips@ips.ac.ru
|